Актриса Анфиса Карманова о работе в плавучем театре на борту круизного теплохода
В 1908 году вышел на просторы Волги построенный в Нижегородской губернии дебаркадер, на котором помещался плавучий театр-буфет «Наяда» — правда, показывали в нем кинофильмы. А через сто с лишним лет те же просторы великой русской реки покорил пассажирский четырехпалубный теплоход с поэтичным названием «Лебединое озеро», на борту которого разместился самый настоящий, хотя и совсем небольшой, театр — с режиссером, актерами, реквизитом и декорациями. Одна из молодых актрис нашего Саровского театра Анфиса Карманова три года «проходила» на этом корабле в качестве артистки. И сегодня делится этим необычным опытом с читателями нашей газеты.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Анфису с детства интересовала морская тематика. А еще она любила театр и с красным дипломом окончила Екатеринбургский государственный театральный институт — единственное высшее театральное учебное заведение на Урале.
Анфиса Карманова: «Однажды я просматривала вакансии в разных театрах и вдруг увидела объявление: требуется актриса на борт теплохода. Подумала: как интересно! Я мечтала попасть работать и на корабль, и в театр, но считала, что совместить это невозможно. И вдруг — такое предложение. Сразу отправила резюме, визитку и уже через 15 минут получила ответ: „Принимаем, ждем в Москве“. Мне купили билеты. Оказалось, что в труппе заболела актриса моего типажа, и пришлось срочно искать ей замену».
ПОЛГОДА НА ВОДЕ
Как работается в «плавучем театре» актерам, каковы плюсы и минусы такого творческого плавания?
Анфиса Карманова: «Работали мы по полгода в период навигации. Рейсы были разные — от трех дней до почти полноценного месяца. Мы ходили до Санкт-Петербурга (самый длинный рейс), Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Углича, Мышкина. Каждый день теплоход останавливается в разных городах. Существует легенда, как появился этот плавучий театр. У одного из владельцев теплохода (а всего в его компании было десять кораблей) был друг актер. И судовладелец решил: пусть один из теплоходов будет театральным! Стал искать труппу. В то время один небольшой частный театр из Санкт-Петербурга искал площадку — так они чудесным образом встретились и вот уже семь лет на теплоходе работает свой театр. Кроме нас на корабле были еще музыканты, певцы, аниматоры, проводившие интеллектуальные игры и конкурсы, мастера по живописи, вышивке, росписи и т. д. А вечерами работал театр.
Владельцы теплоходов, поскольку сами были заядлые театралы, всегда следили, чтобы у актеров все было по высшему уровню. Было негласное правило — во всем идти театру навстречу. Так что и работали, и жили мы в хороших условиях".
Ощущали ли артисты, что играют на воде? Не беспокоила ли качка?
Анфиса Карманова: «Качки не было — мы же двигались, да и теплоход был большой и очень устойчивый. Если не смотреть в окно, вообще не поймешь, что плывешь. Но пару раз, когда шли по Ладоге — а на ней всегда штормит, — во время спектакля пришлось прилагать усилия, чтобы стоять ровно. И хотя от кулисы к кулисе не мотало, приходилось быть внимательнее, чтобы ходить, не шатаясь. Один актер в конце спектакля даже спросил за кулисами: это мне плохо или всех шатает?».
«ЗЛОЙ МАЛЬЧИК», «МЕДВЕДЬ» «МЕТРАНПАЖ» И ДРУГИЕ
Режиссером театра была профессиональная актриса и режиссер из Санкт-Петербурга Елена Мороз. «Половину того, что я умею, дал мне институт, а половину — она, — признается Анфиса Карманова. — Елена очень требовательная, сильно радеет за профессию. Бывало, конечно, возмущалась, что не должна нас ничему учить, тем не менее, находила время и проводила с нами тренинги».
Выбрав материал, режиссер заранее рассылала его актерам со своими объяснениями и пожеланиями.
Анфиса Карманова: «Репетировать мы начинали за неделю до отправления. Вспоминали один прошлогодний спектакль или делали в него вводы (так получалось, что все годы моей работы приходилось каждый год вводить одного нового актера). Когда начиналось путешествие, быстро делали еще три спектакля. Обычно репетировали на стоянках, когда туристы уезжали на экскурсии, или ночью, когда все развлекательные программы на теплоходе заканчивались и мы могли спокойно работать до пяти утра. Ночью работали чаще, чтобы кавер-группа тоже могла репетировать».
Для спектаклей нам изготавливали небольшие декорации, приобретали мебель в стиле эпохи: начало XIX века — для чеховских пьес, середины прошлого столетия — для вампиловского «Случая с метранпажем» или абсурдистской комедии Нины Семеновой «Печка на колесе». Что-то приносили или покупали на блошином рынке в Санкт-Петербурге сами актеры. Часть декораций тоже сами изготавливали. Сцена была оснащена световым и звуковым оборудованием, микрофонами, двумя рядами кулис".
В репертуаре театра было пять пьес и 4−5 актеров. Ставились в основном одноактовки: «Медведь», «Случай с метранпажем», «Печка на колесе», «Дом окнами в поле». Как правило, брали комедии или пьесы «на грани», с драмой. В зависимости от продолжительности рейса актеры могли сыграть за время круиза один, два или даже четыре спектакля.
Анфиса Карманова: «В первый год ребята поехали с готовым материалом — Хармсом, Колядой, и их не поняли. Конечно, были молодые туристы, которым понравилось, они признавались, что „мы заставили их подумать“. Но кто-то возмущался: „Я плакала. Приехала отдыхать, а тут такое…“. Поэтому решили ставить комедии».
Иногда использовался прозаический материал — как, например, «Злой мальчик», в котором Анфисе досталась роль этого вредного ребенка. Помимо спектаклей в репертуаре труппы были литературно-музыкальные гостиные, которые проходили в баре с панорамными окнами на реку.
Анфиса Карманова: «Мы предлагали стихи или прозу, которые хотели бы прочитать, а Елена выбирала, что подойдет под определенную тему — о любви, о жизни, о Родине. Иногда советовала что-то доработать, иногда совсем не брала. Еще мы «обрамляли» выступления музыкантов. Брали тему: «Алладин», «Летучий корабль» и т. д., и показывали историю персонажей, в которую «вклиниваются» музыканты. Получались такие околомюзикловые постановки. Например, Забаву играла актриса, а ее отца — баянист, который после их парной сцены начинает играть.
Еще мы проводили мастер-классы с туристами, показывали упражнения по сценической речи, на расслабление, импровизацию. В игровой форме погружали зрителей в актерскую среду".
ПУБЛИКА
О том, что на «Лебедином озере» есть свой театр, туристы были заранее осведомлены. Поэтому часто сюда попадала определенная публика.
Анфиса Карманова: «В основном это были люди за 50, 60, иногда с детьми и внуками. Мы и материал старались подбирать тот, что им хорошо «зайдет».
В зале «плавучего» театра 70 мест, и почти всегда они были заполнены. Большинство радовались, увидев знакомых актеров, и признавались, что специально взяли тур именно на этот корабль. Многие, попав однажды на «Лебединое озеро», не хотели больше брать билеты на другие теплоходы именно из-за театра. Это постоянные наши туристы, которые всегда интересовались, что будем показывать в этом году".
НА БЕРЕГУ ВСЕ ЖЕ ЛУЧШЕ
Вначале работать в театре на воде нашей героине очень нравилось.
Анфиса Карманова: «Мы работали полгода без выходных, зато по окончании навигации получали очень приличную сумму. На теплоходе негде особо тратить деньги — нас кормили, жилье давали. Иногда бесплатно отпускали с туристами на экскурсии. После навигации можно было на заработанные деньги нормально жить оставшиеся месяцы. Первый год после навигации я поехала в Питер, на второй — на горнолыжный курорт. Все это было интересно и необычно. Но потом мне захотелось настоящего „большого“ театра — с большой сценой, большой труппой, взрослыми актерами, у которых есть, чему учиться. Партнерами, которых будешь видеть не полгода, а каждый месяц. Я устала от того, что столько времени ты как в „консервной банке“ закрыт — с корабля ведь не сбежишь, если что-то не так. Надо работать. Поэтому стала искать другие театры, и нашла Саров».
А Саров нашел Анфису, которая уже успела растопить ледяное сердце Кая и проложить тропинку к сердцам маленьких и больших зрителей. Не только спектаклем «Снежная королева», но и «Щелкунчиком», «Ласточками Победы» и «Спектакль-19», куда молодую актрису ввели, надо отметить, весьма успешно. Надеемся, что наш театр принесет Анфисе Кармановой новый интересный опыт и любовь публики.
Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2024 г., № 10 от 13 марта
В 1908 году вышел на просторы Волги построенный в Нижегородской губернии дебаркадер, на котором помещался плавучий театр-буфет «Наяда» — правда, показывали в нем кинофильмы. А через сто с лишним лет те же просторы великой русской реки покорил пассажирский четырехпалубный теплоход с поэтичным названием «Лебединое озеро», на борту которого разместился самый настоящий, хотя и совсем небольшой, театр — с режиссером, актерами, реквизитом и декорациями. Одна из молодых актрис нашего Саровского театра Анфиса Карманова три года «проходила» на этом корабле в качестве артистки. И сегодня делится этим необычным опытом с читателями нашей газеты.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
Анфису с детства интересовала морская тематика. А еще она любила театр и с красным дипломом окончила Екатеринбургский государственный театральный институт — единственное высшее театральное учебное заведение на Урале.
Анфиса Карманова: «Однажды я просматривала вакансии в разных театрах и вдруг увидела объявление: требуется актриса на борт теплохода. Подумала: как интересно! Я мечтала попасть работать и на корабль, и в театр, но считала, что совместить это невозможно. И вдруг — такое предложение. Сразу отправила резюме, визитку и уже через 15 минут получила ответ: „Принимаем, ждем в Москве“. Мне купили билеты. Оказалось, что в труппе заболела актриса моего типажа, и пришлось срочно искать ей замену».
ПОЛГОДА НА ВОДЕ
Как работается в «плавучем театре» актерам, каковы плюсы и минусы такого творческого плавания?
Анфиса Карманова: «Работали мы по полгода в период навигации. Рейсы были разные — от трех дней до почти полноценного месяца. Мы ходили до Санкт-Петербурга (самый длинный рейс), Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Углича, Мышкина. Каждый день теплоход останавливается в разных городах. Существует легенда, как появился этот плавучий театр. У одного из владельцев теплохода (а всего в его компании было десять кораблей) был друг актер. И судовладелец решил: пусть один из теплоходов будет театральным! Стал искать труппу. В то время один небольшой частный театр из Санкт-Петербурга искал площадку — так они чудесным образом встретились и вот уже семь лет на теплоходе работает свой театр. Кроме нас на корабле были еще музыканты, певцы, аниматоры, проводившие интеллектуальные игры и конкурсы, мастера по живописи, вышивке, росписи и т. д. А вечерами работал театр.
Владельцы теплоходов, поскольку сами были заядлые театралы, всегда следили, чтобы у актеров все было по высшему уровню. Было негласное правило — во всем идти театру навстречу. Так что и работали, и жили мы в хороших условиях".
Ощущали ли артисты, что играют на воде? Не беспокоила ли качка?
Анфиса Карманова: «Качки не было — мы же двигались, да и теплоход был большой и очень устойчивый. Если не смотреть в окно, вообще не поймешь, что плывешь. Но пару раз, когда шли по Ладоге — а на ней всегда штормит, — во время спектакля пришлось прилагать усилия, чтобы стоять ровно. И хотя от кулисы к кулисе не мотало, приходилось быть внимательнее, чтобы ходить, не шатаясь. Один актер в конце спектакля даже спросил за кулисами: это мне плохо или всех шатает?».
«ЗЛОЙ МАЛЬЧИК», «МЕДВЕДЬ» «МЕТРАНПАЖ» И ДРУГИЕ
Режиссером театра была профессиональная актриса и режиссер из Санкт-Петербурга Елена Мороз. «Половину того, что я умею, дал мне институт, а половину — она, — признается Анфиса Карманова. — Елена очень требовательная, сильно радеет за профессию. Бывало, конечно, возмущалась, что не должна нас ничему учить, тем не менее, находила время и проводила с нами тренинги».
Выбрав материал, режиссер заранее рассылала его актерам со своими объяснениями и пожеланиями.
Анфиса Карманова: «Репетировать мы начинали за неделю до отправления. Вспоминали один прошлогодний спектакль или делали в него вводы (так получалось, что все годы моей работы приходилось каждый год вводить одного нового актера). Когда начиналось путешествие, быстро делали еще три спектакля. Обычно репетировали на стоянках, когда туристы уезжали на экскурсии, или ночью, когда все развлекательные программы на теплоходе заканчивались и мы могли спокойно работать до пяти утра. Ночью работали чаще, чтобы кавер-группа тоже могла репетировать».
Для спектаклей нам изготавливали небольшие декорации, приобретали мебель в стиле эпохи: начало XIX века — для чеховских пьес, середины прошлого столетия — для вампиловского «Случая с метранпажем» или абсурдистской комедии Нины Семеновой «Печка на колесе». Что-то приносили или покупали на блошином рынке в Санкт-Петербурге сами актеры. Часть декораций тоже сами изготавливали. Сцена была оснащена световым и звуковым оборудованием, микрофонами, двумя рядами кулис".
В репертуаре театра было пять пьес и 4−5 актеров. Ставились в основном одноактовки: «Медведь», «Случай с метранпажем», «Печка на колесе», «Дом окнами в поле». Как правило, брали комедии или пьесы «на грани», с драмой. В зависимости от продолжительности рейса актеры могли сыграть за время круиза один, два или даже четыре спектакля.
Анфиса Карманова: «В первый год ребята поехали с готовым материалом — Хармсом, Колядой, и их не поняли. Конечно, были молодые туристы, которым понравилось, они признавались, что „мы заставили их подумать“. Но кто-то возмущался: „Я плакала. Приехала отдыхать, а тут такое…“. Поэтому решили ставить комедии».
Иногда использовался прозаический материал — как, например, «Злой мальчик», в котором Анфисе досталась роль этого вредного ребенка. Помимо спектаклей в репертуаре труппы были литературно-музыкальные гостиные, которые проходили в баре с панорамными окнами на реку.
Анфиса Карманова: «Мы предлагали стихи или прозу, которые хотели бы прочитать, а Елена выбирала, что подойдет под определенную тему — о любви, о жизни, о Родине. Иногда советовала что-то доработать, иногда совсем не брала. Еще мы «обрамляли» выступления музыкантов. Брали тему: «Алладин», «Летучий корабль» и т. д., и показывали историю персонажей, в которую «вклиниваются» музыканты. Получались такие околомюзикловые постановки. Например, Забаву играла актриса, а ее отца — баянист, который после их парной сцены начинает играть.
Еще мы проводили мастер-классы с туристами, показывали упражнения по сценической речи, на расслабление, импровизацию. В игровой форме погружали зрителей в актерскую среду".
ПУБЛИКА
О том, что на «Лебедином озере» есть свой театр, туристы были заранее осведомлены. Поэтому часто сюда попадала определенная публика.
Анфиса Карманова: «В основном это были люди за 50, 60, иногда с детьми и внуками. Мы и материал старались подбирать тот, что им хорошо «зайдет».
В зале «плавучего» театра 70 мест, и почти всегда они были заполнены. Большинство радовались, увидев знакомых актеров, и признавались, что специально взяли тур именно на этот корабль. Многие, попав однажды на «Лебединое озеро», не хотели больше брать билеты на другие теплоходы именно из-за театра. Это постоянные наши туристы, которые всегда интересовались, что будем показывать в этом году".
НА БЕРЕГУ ВСЕ ЖЕ ЛУЧШЕ
Вначале работать в театре на воде нашей героине очень нравилось.
Анфиса Карманова: «Мы работали полгода без выходных, зато по окончании навигации получали очень приличную сумму. На теплоходе негде особо тратить деньги — нас кормили, жилье давали. Иногда бесплатно отпускали с туристами на экскурсии. После навигации можно было на заработанные деньги нормально жить оставшиеся месяцы. Первый год после навигации я поехала в Питер, на второй — на горнолыжный курорт. Все это было интересно и необычно. Но потом мне захотелось настоящего „большого“ театра — с большой сценой, большой труппой, взрослыми актерами, у которых есть, чему учиться. Партнерами, которых будешь видеть не полгода, а каждый месяц. Я устала от того, что столько времени ты как в „консервной банке“ закрыт — с корабля ведь не сбежишь, если что-то не так. Надо работать. Поэтому стала искать другие театры, и нашла Саров».
А Саров нашел Анфису, которая уже успела растопить ледяное сердце Кая и проложить тропинку к сердцам маленьких и больших зрителей. Не только спектаклем «Снежная королева», но и «Щелкунчиком», «Ласточками Победы» и «Спектакль-19», куда молодую актрису ввели, надо отметить, весьма успешно. Надеемся, что наш театр принесет Анфисе Кармановой новый интересный опыт и любовь публики.
Инесса Шевцова
г. «Новый город», 2024 г., № 10 от 13 марта