Статьи

Мир изменится, когда мы научимся слушать друг друга

Саровский зритель#nbsp;— в#nbsp;ожидании весенней премьеры, комедии, написанной французским драматургом Франсисом Вебером «Ужин дураков». Все билеты раскуплены на#nbsp;оба мартовских и#nbsp;три апрельских показа. Ожидания и#nbsp;ставки#nbsp;— чрезвычайно высоки. А#nbsp;потому, думается нам, особенно интересно познакомиться поближе с#nbsp;режиссёром спектакля#nbsp;— Николаем Коробовым.

Московский режиссёр Николай Коробов знаком саровским театралам по#nbsp;гастрольному спектаклю «Сатисфакция», с#nbsp;которым он#nbsp;приезжал в#nbsp;наш город в#nbsp;2021 году. Любители кино вспомнят его по#nbsp;многочисленным киноработам (фильмография Коробова насчитывает более 30 полнометражных картин и#nbsp;сериалов).
Родился будущий режиссёр в#nbsp;Ленинграде, но#nbsp;так как его папа был военным, оканчивал школу юноша уже в#nbsp;Новосибирске. Следуя наставлениям строгой мамы (папы к#nbsp;тому моменту, к#nbsp;сожалению, уже не#nbsp;стало), Николай поступил на#nbsp;техническую специальность в#nbsp;Новосибирский государственный университет.
#nbsp;— Вот там то#nbsp;всё и#nbsp;пришло,#nbsp;— рассказывает режиссёр,#nbsp;— КВНы, студия эстрадных миниатюр, клуб самодеятельной песни. Учась в#nbsp;техническом вузе, я#nbsp;понял, что всё-таки гуманитарий и#nbsp;пошёл в#nbsp;Новосибирский театральный институт. Мама со#nbsp;мной месяц не#nbsp;разговаривала…
В#nbsp;1992#nbsp;г.#nbsp;Николай окончил Новосибирское театральное училище. Он#nbsp;с#nbsp;благодарностью вспоминает своего первого наставника#nbsp;— Станислава Владимировича Горбушина, который заложил в#nbsp;своих студентов прекрасные основы театра.
Потом была служба в#nbsp;театрах Томска, Риги и#nbsp;Москвы. И, наконец, ГИТИС (режиссёрский курс Валерия Романовича Беляковича).
#nbsp;— Есть судьба,#nbsp;— утверждает Николай,#nbsp;— я#nbsp;точно знаю, что она есть. Фатальность. Видимо, она хотела, чтобы я#nbsp;в#nbsp;актёрской профессии достиг чего-то. Я#nbsp;и#nbsp;сейчас не#nbsp;бросаю это дело, оно у#nbsp;меня объективно хорошо получается. Но#nbsp;всегда, ещё в#nbsp;студенчестве, занимался режиссурой.
Была в#nbsp;биографии Николая Коробова и#nbsp;педагогическая страничка#nbsp;— пять лет он#nbsp;руководил детской театральной школой с#nbsp;выездом в#nbsp;летний лагерь.
#nbsp;— Можете себе представить, как это#nbsp;— круглосуточно находиться в#nbsp;компании 60 ти#nbsp;творческих активных маленьких людей. После пяти лет я#nbsp;понял#nbsp;— всё, хватит.
По#nbsp;словам героя нашей публикации, театр для#nbsp;него#nbsp;— это прежде всего актёры:
#nbsp;— Знаменатели для#nbsp;меня#nbsp;— это Георгий Александрович Товстоногов, Анатолий Эфрос. Мои камертоны и#nbsp;ориентиры. Зритель приходит не#nbsp;на#nbsp;декорации посмотреть, а#nbsp;на#nbsp;историю, поставленную режиссёром и#nbsp;сыгранную артистами. Для#nbsp;того, чтобы она была внятная, талантливая, а#nbsp;актёры были гениальными, я#nbsp;должен сильно потрудиться.
Николаю Коробову довелось жить и#nbsp;работать в#nbsp;разных городах и#nbsp;странах. Зритель#nbsp;— везде разный, утверждает режиссёр:
#nbsp;— Я#nbsp;езжу со#nbsp;своими спектаклями и#nbsp;как режиссёр, и#nbsp;как артист. Каждый город#nbsp;— со#nbsp;своими смыслами. Весьма тяжёлый Ленинград, там очень наевшаяся публика. Москва#nbsp;— ответственный город. В#nbsp;странах Балтии#nbsp;— вдумчивый и#nbsp;неспешный зритель. Не#nbsp;секрет, что театр сейчас переживает кризис, причём мощный. Мне любопытно, куда это всё вырулит. Россия#nbsp;— театральная страна со#nbsp;своими законами. Много времени зритель воспитывался, и#nbsp;это воспитание передавалось из#nbsp;поколения в#nbsp;поколение.

—#nbsp;Комедия#nbsp;— это близкий для#nbsp;вас жанр?
—#nbsp;Да, даже когда я#nbsp;делаю серьёзный спектакль, зрители смеются. Я#nbsp;бы#nbsp;сказал, что мне интересен не#nbsp;жанр, а#nbsp;история, в#nbsp;рамках которой хочется со#nbsp;зрителем поспорить, удивить его. Если я#nbsp;вижу в#nbsp;истории нужные для#nbsp;меня темы, мне не#nbsp;важно, в#nbsp;каком она жанре.
Франсис Вебер написал пьесу «Ужин дураков» в#nbsp;1991 году. Это психологическая комедия положений, которая построена на#nbsp;остроумных диалогах.
Французская пьеса с, казалось#nbsp;бы, бесхитростным сюжетом снискала особенную любовь у#nbsp;творческих коллективов различных театров и#nbsp;зрителей во#nbsp;многих странах мира. Нередко можно встретить такое её#nbsp;описание#nbsp;— это комедия без срока давности.
Так, например, на#nbsp;сцене Театра Антона Чехова спектакль «Ужин с#nbsp;дураком» идёт более 20 лет.

—#nbsp;В#nbsp;чём секрет огромной популярности этого произведения? О#nbsp;чём вы#nbsp;поставили спектакль в#nbsp;нашем театре? Какова его основная тема?
—#nbsp;Тема пьесы «Ужин дураков», увы, знаком до#nbsp;боли каждому из#nbsp;нас: мы#nbsp;тотально не#nbsp;слышим друг друга. Гордыня и#nbsp;эгоизм не#nbsp;дают нам этого делать. Мир#nbsp;бы изменился, если#nbsp;бы мы#nbsp;изменились в#nbsp;осознании того, что мешает нам услышать другого человека. Из-за этого люди часто попадают в#nbsp;разные ситуации, в#nbsp;данном случае#nbsp;— смешные. Унижая другого, сам возвышаешься#nbsp;— вот что происходит в#nbsp;мире. И#nbsp;в#nbsp;нашем спектакле это так и#nbsp;написано, прямым текстом. Придя на#nbsp;спектакль, зритель посмеётся, но, надеюсь, когда он#nbsp;выйдет из#nbsp;зала, задумается.

—#nbsp;С#nbsp;точки зрения фаталиста была#nbsp;ли случайной встреча главных героев комедии Пьера и#nbsp;Франсуа?
—#nbsp;Конечно, эта встреча была предопределена судьбой. Пьеру давно пора было что-то поменять в#nbsp;жизни. Все вокруг, в#nbsp;том числе жена, уже говорили об#nbsp;этом. Франсуа#nbsp;— фатальная фигура, катализатор. Скажу больше: все персонажи друг для#nbsp;друга#nbsp;— фатальные фигуры. За#nbsp;каждой комедией должно что-то стоять. Я#nbsp;надеюсь, что зрителям понравится наш спектакль, и#nbsp;они даже будут хохотать. Но#nbsp;хотелось#nbsp;бы, чтобы они смогли для#nbsp;себя расшифровать, над чем смеются. Как в#nbsp;«Ревизоре»: «Над чем смеётесь?..»

—#nbsp;Когда вы#nbsp;ставите спектакль, планируете реакции зрителя?
- Какие то#nbsp;есть явные моменты, которые подсказывает нам сам автор. Но#nbsp;я#nbsp;стараюсь очень подробно работать с#nbsp;элементами в#nbsp;истории каждого из#nbsp;его персонажа. Ведь каждый персонаж должен воспринимать историю по#nbsp;своему, со#nbsp;своей логикой. Иногда реакция может быть неожиданной во#nbsp;многих местах. Зрителю нравится, что ты#nbsp;относишься к#nbsp;нему уважительно. А#nbsp;это значит, ты#nbsp;хорошо поработал и#nbsp;с#nbsp;артистами, и#nbsp;с#nbsp;историей. Они увидели подробную работу, талантливых артистов. И#nbsp;за#nbsp;это зритель благодарит.

—#nbsp;Николай, есть#nbsp;ли у#nbsp;вас пьеса мечты?
-Да, «Вишнёвый сад». На#nbsp;мой взгляд, это самая лучшая пьеса в#nbsp;мире. Даже «Гамлет» «отдыхает» по#nbsp;сравнению с#nbsp;ней. Но#nbsp;чтобы прийти к#nbsp;Антону Палычу, нужна команда. Для#nbsp;меня очень важен кастинг, который я#nbsp;внутри себя провожу. Просто так актёров на#nbsp;роли не#nbsp;приглашаю. Пока все постановки Чехова, которые я#nbsp;видел, меня разочаровывали. Нельзя его брать и#nbsp;под себя подминать… Чем были гениальны Товстоногов и#nbsp;Эфрос#nbsp;— они всегда ставили пьесу над собой, поэтому всегда выигрывали.

В#nbsp;Сарове режиссёр живёт и#nbsp;работает над спектаклем уже больше месяца.

—#nbsp;Какое впечатление на#nbsp;вас произвёл наш город?
—#nbsp;Когда я#nbsp;впервые приехал в#nbsp;Саров с#nbsp;«Сатисфакцией», меня поразило то, что здесь есть такой замечательный театр. И#nbsp;очень захотелось тут поработать. Гастрольные поездки всегда скоротечны. И#nbsp;в#nbsp;первое посещение я#nbsp;Саров не#nbsp;рассмотрел совсем. Желание осуществилось через два года. Теперь у#nbsp;меня было много времени познакомиться с#nbsp;городом и#nbsp;его жителями. Лучшее, что я#nbsp;здесь видел#nbsp;— это ваш лес. Он#nbsp;прекрасен. Лес#nbsp;— как и#nbsp;море#nbsp;— мощнее и#nbsp;интереснее, чем всё, что построено руками человека.

—#nbsp;Как вам кажется, у#nbsp;нас позитивное пространство?
—#nbsp;Да, оно доброжелательное. Мне здесь было очень комфортно: и#nbsp;в#nbsp;городе, и#nbsp;в#nbsp;работе с#nbsp;актёрами труппы. Надеюсь, горожанам понравится наш совместный труд.

Беседовала Анна Шиченкова
г. «Голос Сарова», 2023#nbsp;г., № 5 от#nbsp;8 марта
2023-03-08 11:03 Ужин дураков