Мир изменится, когда мы научимся слушать друг друга
Саровский зритель — в ожидании весенней премьеры, комедии, написанной французским драматургом Франсисом Вебером «Ужин дураков». Все билеты раскуплены на оба мартовских и три апрельских показа. Ожидания и ставки — чрезвычайно высоки. А потому, думается нам, особенно интересно познакомиться поближе с режиссёром спектакля — Николаем Коробовым.
Московский режиссёр Николай Коробов знаком саровским театралам по гастрольному спектаклю «Сатисфакция», с которым он приезжал в наш город в 2021 году. Любители кино вспомнят его по многочисленным киноработам (фильмография Коробова насчитывает более 30 полнометражных картин и сериалов). Родился будущий режиссёр в Ленинграде, но так как его папа был военным, оканчивал школу юноша уже в Новосибирске. Следуя наставлениям строгой мамы (папы к тому моменту, к сожалению, уже не стало), Николай поступил на техническую специальность в Новосибирский государственный университет. — Вот там то всё и пришло, — рассказывает режиссёр, — КВНы, студия эстрадных миниатюр, клуб самодеятельной песни. Учась в техническом вузе, я понял, что всё-таки гуманитарий и пошёл в Новосибирский театральный институт. Мама со мной месяц не разговаривала… В 1992 г. Николай окончил Новосибирское театральное училище. Он с благодарностью вспоминает своего первого наставника — Станислава Владимировича Горбушина, который заложил в своих студентов прекрасные основы театра. Потом была служба в театрах Томска, Риги и Москвы. И, наконец, ГИТИС (режиссёрский курс Валерия Романовича Беляковича). — Есть судьба, — утверждает Николай, — я точно знаю, что она есть. Фатальность. Видимо, она хотела, чтобы я в актёрской профессии достиг чего-то. Я и сейчас не бросаю это дело, оно у меня объективно хорошо получается. Но всегда, ещё в студенчестве, занимался режиссурой. Была в биографии Николая Коробова и педагогическая страничка — пять лет он руководил детской театральной школой с выездом в летний лагерь. — Можете себе представить, как это — круглосуточно находиться в компании 60 ти творческих активных маленьких людей. После пяти лет я понял — всё, хватит. По словам героя нашей публикации, театр для него — это прежде всего актёры: — Знаменатели для меня — это Георгий Александрович Товстоногов, Анатолий Эфрос. Мои камертоны и ориентиры. Зритель приходит не на декорации посмотреть, а на историю, поставленную режиссёром и сыгранную артистами. Для того, чтобы она была внятная, талантливая, а актёры были гениальными, я должен сильно потрудиться. Николаю Коробову довелось жить и работать в разных городах и странах. Зритель — везде разный, утверждает режиссёр: — Я езжу со своими спектаклями и как режиссёр, и как артист. Каждый город — со своими смыслами. Весьма тяжёлый Ленинград, там очень наевшаяся публика. Москва — ответственный город. В странах Балтии — вдумчивый и неспешный зритель. Не секрет, что театр сейчас переживает кризис, причём мощный. Мне любопытно, куда это всё вырулит. Россия — театральная страна со своими законами. Много времени зритель воспитывался, и это воспитание передавалось из поколения в поколение.
— Комедия — это близкий для вас жанр? — Да, даже когда я делаю серьёзный спектакль, зрители смеются. Я бы сказал, что мне интересен не жанр, а история, в рамках которой хочется со зрителем поспорить, удивить его. Если я вижу в истории нужные для меня темы, мне не важно, в каком она жанре. Франсис Вебер написал пьесу «Ужин дураков» в 1991 году. Это психологическая комедия положений, которая построена на остроумных диалогах. Французская пьеса с, казалось бы, бесхитростным сюжетом снискала особенную любовь у творческих коллективов различных театров и зрителей во многих странах мира. Нередко можно встретить такое её описание — это комедия без срока давности. Так, например, на сцене Театра Антона Чехова спектакль «Ужин с дураком» идёт более 20 лет.
— В чём секрет огромной популярности этого произведения? О чём вы поставили спектакль в нашем театре? Какова его основная тема? — Тема пьесы «Ужин дураков», увы, знаком до боли каждому из нас: мы тотально не слышим друг друга. Гордыня и эгоизм не дают нам этого делать. Мир бы изменился, если бы мы изменились в осознании того, что мешает нам услышать другого человека. Из-за этого люди часто попадают в разные ситуации, в данном случае — смешные. Унижая другого, сам возвышаешься — вот что происходит в мире. И в нашем спектакле это так и написано, прямым текстом. Придя на спектакль, зритель посмеётся, но, надеюсь, когда он выйдет из зала, задумается.
— С точки зрения фаталиста была ли случайной встреча главных героев комедии Пьера и Франсуа? — Конечно, эта встреча была предопределена судьбой. Пьеру давно пора было что-то поменять в жизни. Все вокруг, в том числе жена, уже говорили об этом. Франсуа — фатальная фигура, катализатор. Скажу больше: все персонажи друг для друга — фатальные фигуры. За каждой комедией должно что-то стоять. Я надеюсь, что зрителям понравится наш спектакль, и они даже будут хохотать. Но хотелось бы, чтобы они смогли для себя расшифровать, над чем смеются. Как в «Ревизоре»: «Над чем смеётесь?..»
— Когда вы ставите спектакль, планируете реакции зрителя? - Какие то есть явные моменты, которые подсказывает нам сам автор. Но я стараюсь очень подробно работать с элементами в истории каждого из его персонажа. Ведь каждый персонаж должен воспринимать историю по своему, со своей логикой. Иногда реакция может быть неожиданной во многих местах. Зрителю нравится, что ты относишься к нему уважительно. А это значит, ты хорошо поработал и с артистами, и с историей. Они увидели подробную работу, талантливых артистов. И за это зритель благодарит.
— Николай, есть ли у вас пьеса мечты? -Да, «Вишнёвый сад». На мой взгляд, это самая лучшая пьеса в мире. Даже «Гамлет» «отдыхает» по сравнению с ней. Но чтобы прийти к Антону Палычу, нужна команда. Для меня очень важен кастинг, который я внутри себя провожу. Просто так актёров на роли не приглашаю. Пока все постановки Чехова, которые я видел, меня разочаровывали. Нельзя его брать и под себя подминать… Чем были гениальны Товстоногов и Эфрос — они всегда ставили пьесу над собой, поэтому всегда выигрывали.
В Сарове режиссёр живёт и работает над спектаклем уже больше месяца.
— Какое впечатление на вас произвёл наш город? — Когда я впервые приехал в Саров с «Сатисфакцией», меня поразило то, что здесь есть такой замечательный театр. И очень захотелось тут поработать. Гастрольные поездки всегда скоротечны. И в первое посещение я Саров не рассмотрел совсем. Желание осуществилось через два года. Теперь у меня было много времени познакомиться с городом и его жителями. Лучшее, что я здесь видел — это ваш лес. Он прекрасен. Лес — как и море — мощнее и интереснее, чем всё, что построено руками человека.
— Как вам кажется, у нас позитивное пространство? — Да, оно доброжелательное. Мне здесь было очень комфортно: и в городе, и в работе с актёрами труппы. Надеюсь, горожанам понравится наш совместный труд.
Беседовала Анна Шиченкова г. «Голос Сарова», 2023 г., № 5 от 8 марта