Статьи

Будь счастье...

В#nbsp;Саровском драмтеатре открыли 75-й юбилейный сезон. Ворвался он#nbsp;в#nbsp;театральную жизнь нашего города премьерой спектакля «Женитьба Бальзаминова».

Сюжет «Женитьбы Бальзаминова» известен зрителю благодаря гениальной экранизации режиссёра Константина Воинова и#nbsp;игре Георгия Вицина. Изначально эта пьеса Александра Островского «За#nbsp;чем пойдёшь, то#nbsp;и#nbsp;найдёшь», которая как произведение, написанное специально для театральной постановки, предполагает вольности прочтения. В#nbsp;интерпретации режиссёра Антона Морозова получилась история фарсовая, преувеличенная, изобилующая отсылками ко#nbsp;всем знакомым и#nbsp;любимым фильмам. Интересно смотреть спектакль не#nbsp;только как представление, а#nbsp;ещё и#nbsp;как головоломку на#nbsp;внимательность, пытаться эти пасхалки заметить.

Интересно художественное оформление спектакля. И#nbsp;костюмы, и#nbsp;грим актёров напомнили фарфоровые фигурки, которые были распространены в#nbsp;конце 19-го#nbsp;— начале 20-го века. У#nbsp;них выбеленные лица, розовые круглые щёчки, накрученные по#nbsp;моде локоны и#nbsp;пышные платья. Обширные юбки на#nbsp;кринолинах делают героинь похожими на#nbsp;куклы, которых сажали раньше на#nbsp;чайники. Да#nbsp;и#nbsp;вообще всё действо выглядит кукольным благодаря и#nbsp;внешнему виду героев, и#nbsp;их#nbsp;костюмам, и#nbsp;поведению.

Михайло Бальзаминова играет актёр саровского драмтеатра Артём Жуков. Его герой, даже не#nbsp;смотря на#nbsp;своё положение, пытается франтить, о#nbsp;чём говорят его наряды: штиблеты, атласный сюртук, домашний халат с#nbsp;намёком на#nbsp;горностаевый верх. Вообще#nbsp;же семейство Бальзаминовых хоть и#nbsp;не#nbsp;нищенствует, но#nbsp;явно живёт очень небогато что, конечно, накладывает отпечаток на#nbsp;всё их#nbsp;существование. Вот и#nbsp;приходится главному герою «крутиться», чтобы найти своё место в#nbsp;обществе.

В#nbsp;описаниях произведения кто-то называет Бальзаминова бездельником, но#nbsp;нет, он#nbsp;не#nbsp;лодырь. Да#nbsp;он#nbsp;лишён предпринимательской жилки, которая позволила#nbsp;бы ему либо подняться по#nbsp;карьерной лестнице, либо другим образом поправить дела, он#nbsp;не#nbsp;может сказать «нет» людям, которые им#nbsp;манипулируют (Лукьян Лукьяныч или сваха Красавина), однако видит решение своих проблем в#nbsp;женитьбе на#nbsp;богатой невесте, и#nbsp;для этого всё-таки действия предпринимает. А#nbsp;что#nbsp;же до#nbsp;излишней мечтательности, так, как сказали#nbsp;бы сейчас, он#nbsp;свои желания тем самым в#nbsp;реальность притягивает. Островский назвал пьесу «За#nbsp;чем пойдёшь, то#nbsp;и#nbsp;найдёшь», вот и#nbsp;желал, и#nbsp;шёл Бальзаминов за#nbsp;богатством, его в#nbsp;итоге и#nbsp;получил. По#nbsp;сути пусть и#nbsp;не#nbsp;благодаря своим усилиям, а#nbsp;во#nbsp;многом благодаря стечению обстоятельств, всё у#nbsp;него сложилось.

Только ведь не#nbsp;богатства всё-таки хотел Бальзаминов, а#nbsp;счастья! В#nbsp;саровской постановке этот момент обыгран драматически: «Несчастный я#nbsp;человек…»#nbsp;— говорит Бальзаминов и#nbsp;понуро плетётся к#nbsp;маменьке. В#nbsp;оригинале пьесы главный герой произносит: «…не оттого (всё выходит не#nbsp;так как у#nbsp;людей), что уменья нет, а#nbsp;от#nbsp;того что счастья нет мне ни#nbsp;в#nbsp;чём. Будь счастье, так всё было#nbsp;бы, и#nbsp;коляска, и#nbsp;деньги». Вот оно, истинно человеческое#nbsp;— стремление к#nbsp;счастью. Что и#nbsp;делает кукольных героев на#nbsp;сцене живыми, что трогает нас#nbsp;— зрителей. Это в#nbsp;современном насквозь материальном мире позволяет лишний раз понять: деньги#nbsp;— далеко не#nbsp;главное.

Вообще комедия изобилует множеством тем для размышления, которые актуальны сейчас. Сквозит тема расслоения общества по#nbsp;уровню финансового достатка. Кроме того, это и#nbsp;внутреннее взросление героев, сепарация от#nbsp;родителей, зависимость от#nbsp;мнения окружающих, умение выстраивать свои границы, умение планировать и#nbsp;действовать по#nbsp;намеченному#nbsp;— всё, что беспокоит молодых людей в#nbsp;наше время.

И, конечно, любовь. Что это есть такое? В#nbsp;исполнении героев пьесы любовь такая#nbsp;же, как они сами#nbsp;— ненастоящая, несерьёзная, мимолётная. Они легко влюбляются, по#nbsp;крайней мере, говорят об#nbsp;этом («Одна минута, и#nbsp;всё навек кончено!»), но#nbsp;легко отпускают и#nbsp;забывают того, кому недавно в#nbsp;любви признавались. Что есть любовь? —#nbsp;может поразмыслить зритель после.

А#nbsp;вообще, комедию эту можно посмотреть и#nbsp;не#nbsp;вдаваясь во#nbsp;все эти тонкости, не#nbsp;нагружая себя необходимостью осмысления сюжета и#nbsp;глубокого анализа психологии персонажей. Просто посмотреть и#nbsp;порадоваться яркой постановке, а#nbsp;также финальному счастью героев, ведь история заканчивается свадьбой. Совет да#nbsp;любовь!

Марьяна Стыраневская
г. «Городской курьер», 2023#nbsp;г., № 39 от#nbsp;27 сентября
2023-09-27 09:36 Женитьба Бальзаминова