Статьи

Антон Морозов: «Планирую развивать труппу»

Новый главный режиссёр театра о планах и перспективах

Московский режиссёр Антон Морозов поставил «Женитьбу Бальзаминова» уже в новом качестве — главного режиссёра нашего театра. Напомним, что до этого он ставил в Саровском драматическом два спектакля — «Свободный Тибет» и «Фантазии Фарятьева».

Мы спросили, как он ощущает себя в новой роли. Антон отметил, что уже хорошо знаком с администрацией театра, цехами, артистами, с большинством у него сложились хорошие отношения, и вступление в новую должность проходит органично и постепенно. По словам завлита театра Ольги Логиновой, артисты восприняли его вступление в должность позитивно. Настроение у всех приподнятое, на нового режиссёра возлагаются надежды. Помимо того, что в театр по-прежнему будут приезжать разные режиссёры, главреж будет проводить стабильную генеральную линию.

Мы спросили о планах Антона на развитие нашего театра, есть ли у него задумки спектакля, который обязательно надо у нас поставить? «Спектакля мечты у меня нет, — ответил он. — Я беру материал исходя из типажей и возможностей артистов.

Планирую развивать труппу: проводить тренинги для молодых актёров, разминки на малой сцене для тех, кто не занят в основных спектаклях, чтобы не растренировывались. Хотелось бы и осваивать новые формы, и участвовать в фестивалях, и развивать театральный подвал. Хочется, чтобы наш театр продолжил заявлять о себе на «большой земле».

В прошлом сезоне наш театр покинули пятеро молодых артистов, однако сейчас труппа пополнилась шестью актёрами. Одна из них — Дарья Усачёва — уже введена в премьеру и проявила себя как гибкая, многоплановая, органичная артистка.

Конечно, мы поговорили с режиссёром о премьере — комедии «Женитьба Бальзаминова». Он рассказал, что ещё до окончательного выбора материала было ясно, что ставить будут Островского. Но что именно, стало предметом для дискуссий. Уже почти было решено ставить драму «Гроза», однако в итоге остановились на комедии.

Антон Морозов: «Комедия — жанр, который мне не то чтобы близок, но у нас, мне кажется, получилось сделать хороший спектакль, без шуток «ниже пояса» и при этом довольно смешной.

«Женитьба Бальзаминова» — это острая комедия: не в плане злободневности, а потому что в ней есть энергия, жизнь. Это сатира. Но мы вплели в неё элементы комедии дель арте, маски над которыми смеяться всегда легче. Поэтому герои чуть плосковаты, но при этом они не ходульные, не картонные, зритель воспринимает их как живых людей и сопереживает им".

И правда, в финале спектакля потерпевшего неудачу Бальзаминова хочется пожалеть, тут на мгновение даже пробивается трагедия — но ровно до тех пор, пока он не произносит: «Маменька как же хочется быть богатым!» И всё возвращается на круги своя.

«Мы выдерживаем жанр, текст — продолжает Антон Морозов. — Из трилогии про Бальзаминова были взяты первая и третья пьесы: «Праздничный сон — до обеда» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Текст, конечно, пришлось подсократить.

Все артисты оказались очень органичны в своих ролях, все много репетировали, приложили к работе массу усилий. Особенно хотелось бы отметить Артёма Жукова, который репетировал больше всех — по три вызова в день ежедневно. Он сделал свою роль очень точно.

Спектакль получился очень красивым благодаря художнику Кате Никитиной (это уже четвёртый её спектакль в саровском театре). Декорации в виде огромной кибитки, стоящей на площади — такой элемент площадного театра, совершенно потрясающие костюмы. Много было споров насчёт музыкального оформления. Мы использовали музыку из советских комедий намеренно: она создаёт светлое, уютное ощущение — это подсознательные ассоциации".

Режиссер и завлит считают, что новый спектакль вполне может стать некой заменой водевилю «Так не бывает!», который сейчас уже списан. Он почти такой же яркий и лёгкий для зрительского восприятия. Однако в «женитьбе Бальзаминова» всё же есть второй план в виде отсылок к прошлому нашего театра — прежде всего благодаря реквизиту из других постановок: спасательный круг из «Горячего сердца» (тоже по Островскому), лошадь из «Белоснежки и семи гномов» и т. п. Театралы поймут!
Валерия Александрова
г."Новый город", 2023 г., № 38 от 27 сентября